Граф Муржа: "Все проходит, только музыка вечна"

Заслуженный артист России, известный в Европе музыкант Граф Муржа был последним советским и первым российским скрипачом, ставшим победителем международных конкурсов. Впервые взяв в руки скрипку в три года, сейчас маэстро виртуозно играет на старинном инструменте, которому больше 300 лет!

«Люди всегда возвращаются к классической музыке, потому что она  – что-то  вечное, воспитывающее в нас хороший вкус, чувство прекрасного, – уверен Граф Муржа. – Сегодня в мире на волне популярная музыка. Конечно, вы можете любить разную музыку, но рано или поздно все равно повернетесь к классической музыке. Потому что в большинстве своем современная музыка не несет в себе ничего созидательного – в отличие как раз от классической. Сейчас все телешоу демонстрируют, что певцом, музыкантом, звездой может быть почти каждый. А между тем, чтобы стать настоящим профессионалом, нужно долго учиться и упорно трудиться. Это касается не только музыки, но и жизни в целом». 


31 мая в 19:00 в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт - Граф Муржа: "Никколо Паганини".

Музыкант в седьмом поколении, Граф Муржа начал заниматься музыкой в  три года под руководством отца. Детство скрипача прошло в  Свердловске (ныне Екатеринбург), два года его педагогом был профессор Уральской государственной консерватории Вольф Усминский. Переехав в Москву, юноша поступил в  Центральную музыкальную школу при Московской консерватории в класс профессора Ирины Бочковой. Еще школьником, в 16 лет, Граф стал лауреатом и победителем двух известнейших международных конкурсов: имени Никколо Паганини в Генуе в 1990 году и имени Вианна да  Мотта в  Лиссабоне в 1991-м. Окончил консерваторию и ассистентуру стажировку, за отличные результаты музыкант был награжден именной стипендией прези- дента Бориса Ельцина. В этот же период скрипач окончил аспирантуру в  Королевской академии музыки в Лондоне с наивысшим за всю историю заведения баллом и получил премию Hattori foundation за  выдающиеся достижения в учебе. 

 

С 1990 года Граф Муржа регулярно выступает с сольными концертами и с симфоническими оркестрами в крупнейших залах России и Европы: Большом и Малом залах Московской и  Санкт-Петербургской консерваторий, Концертном зале имени П. И. Чай- ковского и других. Последние несколько лет музыкант является постоянным солистом Москонцерта.

 

«Это одна из старейших организаций в нашей стране, – рассказывает Граф Шандорович. – В 2011 году Москонцерт отметил свой 80-й юбилей. Здесь служат настоящие профессионалы своего дела, и я рад сотрудничеству с ними. Есть замечательный камерный оркестр «Времена года», с которым я часто играю. В рамках Москонцерта можно делать много интересных программ, есть простор для творчества, самореализации».

 

Снискав славу у европейского слушателя, Граф Муржа не только много гастролирует, но и успел записать несколько дисков с ведущими мировыми студиями звукозаписи. В том числе три компакт-диска музыкант записал для известной французской компании Harmonia Mundi. Всего в репертуаре скрипача свыше 30 концертов с  оркестром, среди них – редко исполняемые произведения Дохнаньи, Бадингса, Дмитриева, Бартока и других выдающихся композиторов.

 

«Я не могу не любить произведение, когда я его исполняю, – говорит Граф Шандорович. – И должен донести эту любовь до  слушателя. Очень люблю Баха, Бетховена, Моцарта. Люблю Мендельсона, необыкновенное ощущение радости в его произведениях. Он прожил очень мало, но сделал много. Большинство людей знакомы с этой фамилией только благодаря Свадебному маршу, а между тем, его детские сочинения такие зрелые, такие настоящие».

 

В репертуаре музыканта есть также знаменитые 24 каприса Паганини, исполнять которые берется далеко не каждый скрипач.

 

«Я попросил литовского композитора Гедрюса Купрявичуса адаптировать их для современного восприятия, – рассказывает Граф Шандорович.  – Получилась потрясающая обработка для скрипки и струнного оркестра».

 

Граф Муржа неоднократно становился лауреатом и победителем множества междуна- родных конкурсов, а в июне 2010  года признан лучшим скрипачом мира и награжден Гранпри престижнейшего конкурса Violin Masters в Монте-Карло. Но все же особенное отношение у Графа Шандоровича к победе на конкурсе в Генуе в 1990 году.

 

«Я был последним советским и первым российским скрипачом, выигравшим международный конкурс, – вспоминает музыкант. – Я прошел сложнейший отбор, и государство отправило туда именно меня. Это то же самое, что попасть на Олимпиаду или на чемпионат мира. Ты должен быть лучшим, чтобы представлять целую страну. Это было серьезное событие, которое я запомню навсегда. Ведь участие в конкурсе, названном именем великого Паганини, – честь для каждого скрипача».

 

Интересно, что на этом мистическая связь музыканта со знаменитым итальянским виртуозом не  закончилась.

 

«Спустя много лет мне вновь удалось прикоснуться к духу маэстро Никколо Паганини, – рассказывает музыкант. – Генуя и Екатеринбург – города-побратимы. Поэтом у, когда в 2005 итальянцы привезли в Россию скрипку Паганини, меня пригласили поиграть на ней. Это был незабываемый момент! Что-то мистическое!»

 

Сегодня же Граф Муржа играет на скрипке 1683 года работы итальянского мастера Бартоломио Обичи, сделанной в Вероне.

 

«Это инструмент высочайшего класса, – говорит Граф Шандорович.  – И, как и все музыкальные инструменты, он должен жить, а не пылиться в музее. Потому что  инструмент, на  котором не играют, умирает».

 

Помимо концертной деятельности Граф Муржа активно делится опытом: преподает в Московской консерватории, а мастер-классы скрипача проходят в Великобритании и Франции, России и Швейцарии, Бельгии и Нидерландах. С  2005  года его приглашают в  состав жюри международных и  российских конкурсов. Несколько лет назад Граф Шандорович возглавил кафедру скрипки в Государственной классической академии имени Маймонида.

 

«В первую очередь я учу своих студентов заниматься само- стоятельно, – подчеркивает музыкант. – Потому что самодисциплина  – это главное не только в музыке, но и в любой сфере деятельности. Невозможно играть только с учителем, нужно уметь заниматься самому. Мне бы очень хотелось, чтобы нынешняя молодежь отдавала себе отчет в том, что для того, чтобы добиться успеха, нужно усиленно работать, потому что ничего не дается просто так».

 

В Москве музыканта с гастролей всегда ждут жена и две маленькие дочки. Еве четыре годика, а Мириам всего семь месяцев. Граф Шандорович не исключает возможности, что  в  будущем девочки пойдут по стопам отца.

 

«Воспитывая дочерей, я не знаю, как  мой папа справлялся со мной в  таком возрасте, – улыбается музыкант. – Музы- ка – неотъемлемая часть нашей жизни, но, чтобы заниматься профессионально, нужно иметь способности. Если я увижу у моих девочек задатки, я обязательно буду их  развивать. Но  даже если этого не случится, музыкальное воспитание им дам. Считаю, что в школьной программе это совершенно необходимый предмет, не менее важный, чем математика. При этом математику большинство из нас рано или поздно оставляет, тогда как музыка остается в нашей жизни навсегда. Она сопереживает нам, любит вместе с нами, с нами радуется и печалится. Все проходит, только музыка вечна».

 

Север столицы № 21 (222)

Александра РЫБАКОВА